ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ ИГРУШКИ – ЗАСТАВИТЬ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА ДУМАТЬ

Прошли новогодние праздники, и наши любимые чада нашли заветные подарочки от Деда Мороза под елочкой. Зачастую мы без особой задумчивости просто кладем под елочку игрушку, которую заказал сам ребенок. А желание той или иной игрушки формируется у современных малышей не исходя из потребности того или иного возраста, а зачастую под воздействием рекламы.

Ребенок познает этот мир в первую очередь через игрушки и детские игры. Стоит зайти в детские специализированные магазины, как с витрин со страшным оскалом на тебя взирают сотни гоблинов, орков и прочей нечисти. Кроме этого, вы легко найдете оружие – практически точные копии настоящего, кислотных оттенков погремушки, мягкие игрушки и множество кукол с искаженными пропорциями тела.

Попробуем разобраться, что есть игрушка и для чего она вообще нужна. Читаем определение: «Игрушка – предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций».

Каким целям умственного и духовно-нравственного воспитания может служить игра в американизированного солдатика-киллeра или в Человека-Паука? Может быть зеленое с заплатками на брюхе (будто оно было вспорото) чудовище неизвестной природы соответствует уровню нашей культуры? Наверное, не соответствует. А какой же все-таки должна быть детская игрушка? На что обратить внимание? Что главное, а что второстепенное? Психика ребенка устроена так, что он воспринимает предмет в целом, а не его подробности. Он придумывает образ и легко в него верит, следовательно, большая детальность, а тем более абсолютная копия взрослой вещи только в маленьком масштабе ребенку не нужна!

Именно такие игрушки снижают или даже вовсе уничтожают потребность к творчеству, к мышлению, а значит и к развитию. Ребенку в игре важно выступать творцом, создателем чего-то нового, им самим придуманного. Поэтому первая и важнейшая цель игрушки – заставить маленького человека думать, размышлять, развивать воображение. Вторая, не менее важная цель игрушки – она не должна вызывать агрессию ребенка, ранить и без того подвижную детскую психику. Посмотрите на лица детей, играющих в современную «войнушку» при помощи вышеназванных игрушек – горы оружия и монстров. Для чего такие игры? Чему они учат наших детей? Жестокости, ненависти, властолюбию, зависти. Ребенок с детства начинает привыкать к тому, что убить - это не так уж и страшно, кровь и боль – это нормально, стукнуть – в порядке вещей, завладеть чужим бесплатно – вообще здорово. Кто вырастет из таких мальчишек? Что же мы имеем теперь? Чудовищно возросший уровень не только психических заболеваний, но и убийств, и самоубийств, причем такие случаи регистрируются уже с 6-7 летнего возраста! Все-таки игрушка должна учить сочувствию, состраданию, красоте, мудрости, сорадости, и в игре ребенок должен быть, прежде всего, гуманным, милосердным и заботливым.

Следующее немаловажное качество игрушки – формирование необходимых черт в зависимости от пола. В мальчиках – хозяина, кормильца, защитника. В девочках – хранительницы домашнего очага, мастерицы, мамы. Очень важны для ребенка игрушки из натуральных материалов: глины, соломы, дерева, травы, ткани. Именно через такие игрушки совсем маленькие дети познают природу путем осязательного соприкосновения. Эти игрушки, как правило, многофункциональны и дают свободу творчеству.

Кроме всего прочего очень хорошо, чтобы у ребенка были игрушки, через которые он познает историю собственного края, его культуру и ценности, то есть игрушки народные, игрушки, сделанные своими руками.

Очень хорошо, если с возрастом, лет с двух-трех, ребенок с нашей помощью будет учиться делать такие игрушки сам.

Выбирая игрушку своему ребенку, необходимо задуматься, какие человеческие качества она будет воспитывать в процессе игры? Направлена ли такая игра на созидание? Принесет ли она в наш дом радость? Ведь только при положительных ответах на данные вопросы, глядя на играющего ребенка, можно будет с улыбкой повторить слова преподобного Серафима Саровского: «Не трожь его, он с ангелом играет».

Благодарим
директора частного детского сада «Кроха»
Зарубину Ирину Вячеславовну
за подготовку материала

 

 




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.