РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА: НЕ РАНО, А ВОВРЕМЯ

  • Печать

С рождением ребенка родители сталкиваются с лавиной мнений специалистов, родственников и знакомых на темы здоровья, физического развития и обучения малыша. Узнав о существовании современных методик раннего развития, они уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно»… Однако существует и другая категория родителей – они считают, что от «раннего развития» вреда больше, чем пользы. Так ли это или данное мнение не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

 

 


Раннее развитие или обучение: путаница в терминологии
Прежде всего, избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие».
Раннее развитие – это действия взрослых, стимулирующие интерес малыша к познанию, игровой деятельности и общению. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все они стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, развит физически и интеллектуально. И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ходить, разговаривать, проявляет сообразительность, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии. Поэтому, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.
Раннее обучение подразумевает использование какой-либо методики и представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание букв, умение читать, различать животных, цвета. К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей.
Очевидно, что цели и результаты этих двух понятий кардинально отличаются. Если вы хотите, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

Польза раннего развития
Ранний возраст (от рождения до 6 лет) – самая важная в плане восприятия часть жизни, определяющая будущее развитие человека, его способности, характер. Дети впитывают в себя информацию и учатся сразу после рождения. Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям.
«Раннее развитие» в привычном понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий) имеет неоспоримые плюсы:
- с помощью дидактического материала вносится разнообразие в жизнь ребенка;
- ребенок учится воспринимать, обрабатывать и запоминать новую информацию;
- ребенок получает опыт общения с другими детьми, что благоприятно сказывается на его социализации;
- и, конечно, не стоит забывать про само развитие. Грамотный подход специалистов поможет ребенку развивать навыки, умения и раскрыть таланты.
Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать вам. Однако, спеша наделить малыша необходимыми знаниями, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить счету до 3 лет» и приводит к опасным последствиям.
     Совет: не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован. Делайте акцент на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте не только запланированные вами игры, но и самостоятельный исследовательский интерес малыша. При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.

Благодарим за предоставленный материал
специалистов студии раннего развития «Академия детства»