ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ СКАЗКИ ДЕТЯМ?

  • Печать

Чтение сказок на ночь – старая и добрая семейная традиция. Наверное, каждый из нас с теплом в душе вспоминает, как в детстве наши родители нам читали сказки, сюжеты которых мы помним до сих пор и которыми с большим удовольствием делимся с нашими детками. Однако чтение сказок является не только приятной возможностью провести время с ребенком. По мнению большинства психологов и педагогов, этот процесс очень важен для развития ребенка.


Традиция чтения сказок зародилась уже очень давно. Еще наши далекие-далекие прародители детям читали и рассказывали разнообразные истории. С тех пор в современных сказках многое изменилось: другие герои, большее разнообразие сюжетов, которое более понятно современным детям. Однако процесс и смысл чтения остались неизменными.
В психологии существует довольно распространенное направление, которое в своей работе применяют многие специалисты. Данное направление получило название «сказкотерапия», что дословно означает: лечение сказкой. И лучше, чем такая трактовка, данное направление невозможно описать, ведь сказка действительно лечит.
ИТАК, ПОЧЕМУ ЧИТАТЬ СКАЗКИ ДЕТЯМ ТАК ПОЛЕЗНО?
1. Сказка является универсальным языком, который понятен нашим детям. Именно через мир образов и фантазий, ребенок учится анализировать и понимать реальность, а простой «сказочный» язык помогает детям понять непростой смысл, который заложен в каждой истории.
2. Сказка – это своеобразный «мостик» в восприятии ребенка, между сказочными событиями и событиями в реальной жизни. Разнообразные сюжеты сказок, дают представление ребенку о том, как устроен мир, знакомят с человеческими отношениями, закладывают понятия о «добре» и «зле».
3. Сказка позволяет ребенку разобраться в непростых для него ситуациях, которые возникают в реальной жизни. В сказочных героях ребенок часто находит свое отражение, отождествляя себя с тем или иным из них. Если в повседневной жизни ребенка что-то беспокоит, то через сказку понять свои переживания и найти выход из ситуации гораздо проще. Так в сюжетах сказок разворачиваются непростые ситуации, с которыми сталкиваются главные герои. Слушая сказку, ребенок вместе с героем проходит этот нелегкий путь и учится справляться с этой ситуацией. Зная проблему своего ребенка, не настаивайте на разговоре, подберите для него подходящую историю, которая позволит ему увидеть в главном герое себя и перенести положительный опыт выхода из проблемной ситуации в свою жизнь.
4. Сказки имеют терапевтическую направленность, т.е. позволяют производить коррекцию некоторых поведенческих особенностей ребенка, помогают в борьбе со страхами, тревожностью и агрессией. Возможно вы замечаете, что ваш малыш стал жадничать или, быть может, он любит приврать, похвастаться, делая это довольно часто при взаимодействии со взрослыми или сверстниками. Подберите для него подходящие истории, в сюжете которых главный герой обладает теми же качествами. Тогда ребенку будет проще понять и проанализировать результат такого поведения главного героя.
5. Сказка закладывает «банк жизненных ситуаций» в подсознание ребенка. Выбирая для ребенка сказки с как можно более разнообразными сценариями, мы показываем ему область отношений между людьми, способы преодоления трудностей и разрешения конфликтов, открываем разносторонний мир чувств и эмоций. Знакомясь с такими жизненными ситуациями и способами поведения в них через символический язык сказки, ребенок накапливает полученный опыт и учится переносить его в реальную жизнь. Чем более разнообразным и полным будет «банк жизненных ситуаций» ребенка, тем проще ему в дальнейшем, адаптироваться к разнообразию жизненных ситуаций в реальном мире.
6. Конечно же, стоит сказать о том, что сказка развивает речь, расширяя словарный запас ребенка. Сказочная история является открытой площадкой для фантазий, что позволяет развивать воображение. Прослушивание сказки позволяет ребенку мыслить нестандартно, абстрактно, что положительно влияет на развитие его мыслительной деятельности.

С КАКОГО ВОЗРАСТА ЧТЕНИЕ СКАЗОК НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНО ДЛЯ РЕБЕНКА?
Этот вопрос волнует многих родителей. Так сложилось, что в современном обществе читать сказки принято детям маленьким, от 2 до 5 лет. Но если мы говорим о пользе сказки в развитии ребенка, то такое ограничение в возрасте является абсолютно необоснованным. Сказка подходит не только детям всех возрастов, но и взрослым. Чтение сказок в любом возрасте, даст положительный эффект в развитии личностных и поведенческих особенностей ребенка, создаст оптимальные условия для развития мыслительной деятельности и, конечно же, позволит просто приятно провести время подготовки ко сну. Ограничений по возрасту, в осуществлении данного процесса не существует. Однако следует тщательно подбирать сказки по возрасту ребенка, опираясь на возрастные особенности его развития.
Также очень важно помнить, что некоторые сказки могут оказать обратный, неблагоприятный эффект в эмоционально-личностном развитии ребенка, сформировав у него неуверенность, неправильные представления об окружающем мире и даже навязать страхи. Поэтому, выбирая сказку для ребенка, обязательно прочтите ее сами. Обратите внимание на то, какие чувства возникают у вас после прочтения. И, конечно же, не стоит забывать про сказки, которые, по моему мнению, являются вечными. Я с теплом в душе вспоминаю сказки моего детства, которые с удовольствием буду читать и своим детям. Такие сказки как «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гадкий Утенок», «Мойдодыр», «Волшебник Изумрудного города» и, конечно же, сказки братьев Гримм и Андерсена. Наверняка и у вас есть любимые сказки, которыми вы с удовольствием поделитесь с вашими детками.

Екатерина Рог,
детский психолог
студии рисования песком
СэндПРО/Белгород