ПЕРВЫЙ ГОД – ВСЕМУ НАЧАЛО

У родителей малышей первого года жизни множество хлопот и переживаний, связанных с тем, как растет и развивается их ребенок. А форумы, социальные сети и производители развивающих пособий не дают расслабиться, пропагандируя математику, чтение, иностранный язык с пеленок, настаивая, что потом будет поздно. Давайте разберемся, на что действительно стоит обратить внимание родителям в первые 12 месяцев.

ПЕРВОЕ. УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Почему? Полноценное развитие младенца возможно в единственной форме – в эмоциональном общении со взрослым. Это особый вид общения, в котором важным является не значения произносимых слов, а совместно переживаемые эмоции радости и удовольствия, ласковая интонация, зрительный контакт «глаза в глаза», улыбка и нежные прикосновения.

Что делать? Играйте в эмоциональные игры («Ку-ку», «Прятки», «Ладушки», «Сороку-белобоку» и другие). Придумайте свои игры, которые будут нравится Вам и вашему малышу. Используйте предметы (платок, воздушный шарик и пр.), чтобы внести разнообразие.

ВТОРОЕ. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Почему? Прежде всего потому, что рост и развитие мозга ребенка напрямую зависят от его двигательной активности. Это связано с тем, что во время физической активности образуется огромное количество нейронных связей (синапсов), за счет которых и увеличивается масса мозга, а также его информационная емкость.

Что делать? Не ограничивайте движение ребенка манежем, ходунками, прыгунками. Создайте зону, где ребенок сможет реализовывать двигательную активность. Не сажайте и не ставьте на ноги ребенка, который не умеет этого делать сам.

ТРЕТЬЕ. РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Почему? Мультисенсорный опыт, задействующий несколько каналов восприятия, намного важнее для младенцев, чем моносенсорный. Это связано с тем, что за работу каждого органа чувств в коре головного мозга отвечает отдельная область, поэтому давая возможность ребенку не только посмотреть на предмет, но и потрогать, понюхать, послушать и погрызть его, мы стимулируем к работе большую часть мозга.

Что делать? Обогащайте сенсорный опыт малыша. Слушайте разнообразные звуки и музыку, играйте на музыкальных инструментах (деревянные ложки, бубен, бубенцы). Трогайте и позвольте малышу грызть разные на ощупь предметы. Познакомьте малыша с красками и тестом для лепки. Сшейте развивающий сенсорный коврик.

ЧЕТВЕРТОЕ. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Почему? На пятом-шестом месяце жизни у ребенка появляется потребность в ориентировочно-исследовательских реакциях в ответ на зрительные и слуховые стимулы. Эта потребность является основой для формирования новых мотивов, необходимых для манипуляций предметами. Ситуативно-личностное общение, характерное для первого полугодия жизни, постепенно трансформируется в ситуативно-деловое, в котором ребенок начинает овладевать культурно-обусловленными действиями с предметами.

Что делать? Знакомьте малыша с бытовыми предметами (ложка, тарелка, чашка) и их функциями. Показывайте, как по-разному можно манипулировать с одним и тем же предметом. Учите, как играть с первыми игрушками. Сделайте простые игрушки из подручных материалов.

ПЯТОЕ. РАЗВИВАЙТЕ РЕЧЬ

Почему? Несмотря на то, что слова у малыша появляются ближе к году, в первые 12 месяцев в областях мозга, которые отвечают за речь, происходит активное формирование нейронных связей. Эти связи сначала обеспечивают понимание речи, а потом ее воспроизведение.

Что делать? Дайте возможность малышу выделить человеческую речь из окружающей среды, не зашумляйте пространство лишним звуковым фоном (телевизор, радио). Говорите с ребенком качественно (умеренный темп, четкое произношение, облегченные конструкции). Желательно, чтобы было видно лицо взрослого. Очень полезно чтение стихов и пение песен.

И самое главное: делайте то, что доставляет удовольствие вам! Лучше ничего не делать, чем заниматься с малышом, испытывая негативные эмоции. Любое переживание взрослого в совместной деятельности для ребенка выступает определяющим эмоциональным фоном и поддерживает или, наоборот, тормозит его деятельность и развитие.

Кандидат педагогических наук,
специалист по раннему развитию
центра родительской культуры «Начало»,
ведущая программ для мам и малышей от 4-х месяцев
«Пирамидка» и «Мама играет – малыша развивает!»,
Королева Ольга Михайловна

 

 




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.